Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Западный административный округ

ОРКСЭ

Порядок выбора

родителями школьников модуля комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений

«Основам религиозных культур и светской этики»

Введение.

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа2009г. № Пр-2009) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики — для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей). В г. Москве с 2012 г. преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», прошедшего в 2009-2011 гг. апробацию в 21 регионе России, вводится во всех учреждениях города с 1 сентября 2012 года (в Зеленоградском административном округе – с 1 апреля 2012 года).

Принципиальной особенностью преподавания религиозных культур и этики является ориентация содержания образования на запросы и потребности мировоззренческих социокультурных групп в российском обществе, включая последователей основных российских религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения свободного, добровольного информированного выбора предмета родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника. На экспериментальном этапе введения преподавания основ религиозных культур и светской этики в части школ, муниципальных образований, регионов были зафиксированы нарушения прав родителей на выбор со стороны работников школьных администраций, управлений образования, что вызвало ряд конфликтных ситуаций. С целью недопущения подобных ситуаций в будущем в рамках федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России были подготовлены и направлены в регионы методические материалы по данному вопросу, включающие следующие указания.

«Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества».[1]

Согласно указанным положениям письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России, администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребенком.

2. Процедура выбора в общеобразовательном учреждении

2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования и праве осуществить свободный выбор предмета (модуля) для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация процедуры выбора в школе должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.). По итогам заседания заранее (не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний) следует распространить среди родителей учащихся информацию о введении преподавания основ религиозных культур и светской этики (приложение № 1). Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своем классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию школы и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие учителей и др.). Такие действия недопустимы также для всех других работников школы, органов управления образованием, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т.п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие ответственность родителей за воспитание детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребенка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения нового учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о введении их преподавания вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть все основные запросы родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей не может быть обоснован рациональными аргументами. В то же время понимание того, что духовно-нравственное воспитание детей в школе необходимо развивать, расширять его возможности в целях подготовки детей к жизни в современном открытом обществе, их духовного развития, защиты нравственности, предупреждения личностных и социальных девиаций — разделяется подавляющим большинством общества. И это необходимо учитывать, уважать даже тем, кто не разделяет такого убеждения. Последним целесообразно предложить для изучения модуль «Основы мировых религиозных культур», что является расширением знаний о религиях, которые дети получают в процессе изучения истории, обществознания, социальной географии.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, лучше заранее, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать:родители всех учащихся в классе; представитель администрации (желательно директор, по крайней мере, его заместитель); классный руководитель; педагог или педагоги школы, которые предполагаются в качестве учителей по новым предметам; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы все равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1) вводное выступление ведущего представителя администрации (директора);

2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие представители соответствующих религиозных конфессий.

Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о содержании учебника, образовательных и воспитательных задачах предмета, связи его содержания с содержанием других учебных дисциплин. Следует отметить единую ценностную основу содержания всего комплексного курса, ориентированную на общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий в обществе

В представлении модулей должны использоваться только учебники, прошедшие апробацию и одобренные Межведомственным координационным советом, религиозными организациями (издательства «Просвещение»).[2]

Можно указать родителям, что данные учебники реализуют содержание экспериментального курса, который прошел апробацию в 21 регионе России с положительными результатами, а также что в перспективе возможно расширение объема преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности с учетом широкого и также положительного опыта преподавания таких курсов во многих регионах России;

3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.

4) ответы на вопросы родителей, уточнения.

5) заполнение родителями личных заявлений (приложение 2). Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям.[3]

В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращенное название общеобразовательного учреждения, например ГБОУ СОШ № 27 или ГБОУ ЦО № 1482; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребенок; фамилия и имя их ребенка; название выбранного предмета; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой;

6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы для чего целесообразно выделить отдельного ответственного из числа работников администрации, который вместе с классными руководителями, действующими под его руководством, должен обеспечить сбор всех заявлений. При этом, как указано в методических материалах Минобрнауки России «может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации».

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса (приложение 3).

Данные по выбору в правом столбце должны быть даны в численной форме с дублированием их в письменной форме в скобках, например: 12 (двенадцать), 21 (двадцать один), 5 (пять) и т.п.

При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: 0 (нуль).

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации общеобразовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) общеобразовательного учреждения и председателем родительского комитета общеобразовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

В установленные сроки в органы управления образования (окружное управление) передаются:

1) лист сводной информации по образовательному учреждению (оригинал);

2) копии протоколов родительских собраний по каждому классу.

В администрации образовательного учреждении по итогам каждого выбора сохраняются:

1) заявления родителей с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;

2) копия листа сводной информации.

Приложение 1

Информация

о введении преподавания учебных предметов

по религиозным культурам и светской этике по выбору семьи школьника

Уважаемые родители!

Решением органов государственной власти с учетом образовательного запроса родителей школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 2012 г. вводится преподавание по выбору нового предмета (модулей в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»):

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики.

Преподавание направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение, если оно имеется.

Первые четыре модуля ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства,ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций. Остальные два модуля ориентированы на нерелигиозную часть общества. Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов. Другой по основам светской (гражданской) этики направлен на нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.

Преподавать все модули, в том числе по религиозным культурам, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

В настоящее время преподавание данного курса в городе Москве предусмотрено с 1 сентября 2012 года в 4-х классах в объеме 34 учебных часов.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован выбор. Если после начала преподавания вы решите изменить свой выбор, то это можно будет сделать с нового учебного года, заранее подав заявление директору.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из модулей нового комплексного учебного курса, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов. Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления обязательно. Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей нового учебного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата, место, время родительского собрания: _________________________________

_____________________________________________________________________________

С уважением, администрация____________________________________г. Москвы

Приложение 2

Директору

общеобразовательного учреждения

________________________________

города Москвы

________________________________

(Ф.И.О.)

Заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося ______ «____» класса общеобразовательного учреждения _____________________города Москвы ______________________________(Ф.И. ребенка), из предлагаемых на выбор модулей нового комплексного учебного курса:

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики

выбираем для своего ребенка изучение:

__________________________________________________________________

Дата «___» _________________ 20___ г.

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

Приложение 3

Протокол родительского собрания ____ «____» класса

___________________(общеобразовательное учреждение) города Москвы

Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся ____«____» класса новых предметов (модулей комплексного курса по основам религиозных культур и светской этике).

Название модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

Дата «___» _______________ 20___ г.

Классный руководитель

______________________________________(Ф.И.О.)___________ (подпись)

Председатель родительского комитета класса

______________________________________(Ф.И.О.) ___________ (подпись)

Приложение 4

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями) учащихся модулей комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

Общеобразовательное учреждение

_____________________г. Москвы

Название модуля

Число учащихся

(число цифрами и письменно)

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

«___» ______________ 20___ г.

Директор общеобразовательного учреждения _________________г. Москвы

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

Председатель родительского комитета

______________________________________(Ф.И.О.) ____________ (подпись)

М.П.



[1] Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации. / Письмо «Об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования от 30 апреля 2010 г. № 03-831.

[2] В федеральные перечни учебников включены ряд других учебников по новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По религиозным культурам во избежание конфликтных ситуаций с религиозными организациями в настоящее время следует использовать только указанные учебники издательства «Просвещение», поскольку они прошли конфессиональную экспертизу и разработаны представителями конфессий. В будущем при появлении других учебников по религиозным культурам, имеющих гриф соответствующей религиозной организации (например, по православной культуре гриф Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ), можно будет использовать и такие учебники.

[3] Допускается предварительный сбор заявлений на данных бланках от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора. В этом случае классный руководитель должен передать бланки заявлений родителям заранее лично или через ребенка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию предметов и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и сохранять его до подведения общих результатов.

Уважаемые родители!

 

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

 

Главная цель введения данного комплексного учебного курса - воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В московской системе образования курс успешно преподаётся с 2012 года.

 

Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

 

Курс содержит:

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

 

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

 

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.

 

Информационная служба Департамента образования города Москвы

 

Вопросы и ответы

о преподавании комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(далее - курс ОРКСЭ)
в общеобразовательных учреждениях города Москвы
(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)

 

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

Можно ли заменить 3-й час физкультуры изучением модуля курса ОРКСЭ?

В настоящее время около 70% обучающихся подвержены гиподинамии. В целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья обучающихся с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.

Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

Какие учебники желательно использовать для изучения курса ОРКСЭ?

В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом учитель и школа должны поступить?

Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе.

Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе.

Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека — изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько 4-х классов и в каждом из них выбран определённый модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов (не более нормативного максимального числа учащихся в классе). При этом вести разные модули (предметы) курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведёт один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся.

Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», лаборатория истории и культуры религий мира (http://unescomsk.ru/), ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (http://www.apkpro.ru/ ), ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» ( http://www.firo.ru/) или других образовательных центрах с получением установленного документа о успешном завершении обучения. Однако и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.). Такие профильные курсы повышения квалификации для учителей также реализуются.

В ближайшем будущем в вузах начнется систематическая подготовка учителей для преподавания религиозных культур, светской этики по программам профессионального педагогического образования (бакалавриат и др.). Решения о разработке и реализации таких программ предусмотрены в принятых государственных планах обеспечения введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

Правда ли, что к преподаванию будут привлекаться православные священники, служители других религий?

Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские, буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнёрами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций.

Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ нет необходимости. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРКСЭ в регионах в 2009-2011 гг., в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д. Ссылка на сайты, на которых представлены материалы от регионов, имеются на портале для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям города Москвы: ( http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056). На этом же ресурсе размещаются методические разработки московских учителей. Есть также специальные сайты, на которых размещены разработки уроков по модулям ОРКСЭ, например портал «Открытый класс»: ( http://www.openclass.ru/) Сетевые образовательные сообщества. Оказание методической и консультативной помощи педагогам, реализующим курс «Основы религиозных культур и светской этики». Своими материалами готов делиться Клуб содружества учителей ОРКСЭ: ( http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/). В сети Интернет также представлены разработки коллективов и отдельных авторов. Много методических материалов представлено на центральном федеральном портале по ОРКСЭ.

Материалы по отдельным модулям представлены на сайтах религиозных организаций, конфессиональных образовательных учреждений. Например, материалы по урокам православной культуры на сайте Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры на портале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: ( http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons).

Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРКСЭ дан в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (поиск документов в сети Интернет по названиям).

Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Никаких закупок учебной или дополнительной литературы по всем модулям курса ОРКСЭ для семьи, родителей не требуется. Все необходимые пособия будут поставлены за счёт бюджета города Москвы.

Что такое практические занятия по курсу ОРКСЭ?

Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

 

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, задайте его в рубрике «Задать вопрос»